Ценные навыки для работы в фонде
10 мин
15123
Какие умения пригодятся человеку, который хочет работать в третьем секторе
Молодые специалисты всё чаще задумываются о работе в третьем секторе, который многим представляется местом, где увлечённые романтики спасают мир. На самом деле работа в НКО мало чем отличается от работы в коммерческой компании: тут тоже есть рутина и скучные таблички, хотя важных смыслов больше, чем в бизнесе.

Для успешной работы в благотворительной организации не требуется экстраординарных умений, но здесь их можно применить эффективнее, потому что НКО — это всегда история про нестандартное мышление, поиск ресурсов, высокую скорость работы и любовь к людям.
Общаться и строить крепкие отношения
Человеческий капитал — пожалуй, самое ценное, что есть в некоммерческих организациях. Уметь общаться, налаживать связи и поддерживать их на протяжении долгого времени — ключевой навык для работы в НКО. Часто благодаря личным отношениям удаётся быстро собрать деньги на лечение, найти передержку для животного или помещение для приюта.

PR-директор фонда «Дом с маяком» Софья Харькова рассказывает, что иногда общается с несколькими десятками человек в день. В фонде в разных проектах работает около 450 человек — в основном это медики, и важно знать их особенности: кто из них хороший спикер, а кто может дать оперативный комментарий. Важно учитывать все нюансы взаимоотношений с человеком — это поможет выстроить коммуникацию так, чтобы в результате добиться своего.

«Мы помогаем животным, но работаем с людьми — причём с самыми разными: волонтёрами, партнёрами, представителями власти. Чтобы принести пользу, мы должны научиться дружить со всеми», — говорит Светлана Сафонова, директор фонда «Дарящие надежду», который помогает бездомным животным.

Коммуникации в НКО требуют терпения и чуткости, потому что часто приходится общаться с людьми, к которым пришла беда — например, неизлечимая болезнь. «Важно помнить о ранимости подопечных, но в то же время эффективно выполнять рабочие задачи. Для карьерыв „некоммерческом“ PR нужно не только применять профессиональные знания, но и включать душевные регистры и налаживать чисто человеческое общение», — уверена Елена Зубова, PR-директор фонда «Подсолнух», который помогает детям с аутоиммунными заболеваниями.

Умение выстроить личные границы и сохранить тёплые отношения — непростая, но важная задача. «Мы получаем разные предложения помощи, но не всегда можем их принять: например, мы не принимаем мягкие игрушки, их сложно держать в чистоте. В таком случае важно перенаправить добрый порыв человека в нужное русло: например, предложить продать игрушки, а вырученные деньги перевести в фонд», — говорит Софья Харькова.
Быть командным игроком
Ещё один важный навык — уметь работать в команде. Даже в крупных некоммерческих организациях проекты часто пересекаются — разумеется, это требует сотрудничества.

«Мы внимательно относимся к друг другу, чётко знаем границы своей ответственности, всегда уделяем время тому, чтобы разделить задачи, предлагаем помощь, если видим, что другой не успевает, обсуждаем наши ошибки, открыто их признаём и вместе ищем решения. Наша суперсила — это люди», — говорит Саша Суворова, руководительница отдела коммуникаций фонда «Шалаш», который решает проблему трудного поведения у детей и подростков.

Командный стиль работы в фонде возможен благодаря тому, что все процессы прозрачны, а сотрудники — равнозначны: для всех действуют единые правила, каждый может высказать свои мысли и обсудить возникающие сложности.
Мыслить проектами
Некоммерческие организации часто работают в проектном формате — даже государственная грантовая система предполагает, что организация реализует конкретные проекты.

В фонде «Дарящие надежду» проектное мышление сравнивают с игрой в шахматы: для решения проблемы нужно взглянуть на неё сверху и понять, куда и как именно переставить «фигуры», чтобы добиться задуманного результата.

«Проектное мышление — важнейший навык для руководителя НКО. Это способность увидеть проблему и разложить её на список задач», — говорит Дарья Байбакова, директор благотворительной организации «Ночлежка» в Москве.

«Ночлежка» решает проблему отсутствия системной помощи бездомным людям на уровне государства. Все проекты, которые запускает организация, — составляющие большого плана по решению проблемы бездомности.

«Запуская новое направление помощи — например, пункт выдачи одежды и средств гигиены, мы первым делом задаём себе вопрос: „Станет ли он пазлом общей картинки?“. Нам важно докручивать, объединять сервисы, чтобы создать на базе „Ночлежки“ максимально эффективную систему, которую потом можно будет масштабировать», — говорит Дарья Байбакова.

Работая в благотворительной организации, нужно понимать: от твоих решений и умения брать персональную ответственность зависит благополучие подопечных фонда — например, ребенка с тяжелым заболеванием. Сказать «У меня не получилось, попробую в следующий раз» в такой ситуации просто не получится.
Быть многозадачнее компьютера
Многозадачность можно по праву назвать одним из главных скилов XXI
века: мы научились говорить по телефону, параллельно отвечая на сообщения в пяти мессенджерах и мысленно строя планы на вечер. Любопытно, что термин «многозадачность» по отношению к людям стали использовать только в 1990-е годы — до этого слово предназначалось для описания возможностей компьютера.

Любая НКО тоже решает множество задач одновременно: запускает фандрайзинговую кампанию, собирает деньги на лечение, придумывает спецпроекты, выстраивает новое партнёрство.
«Все процессы в НКО происходят параллельно, и нужно держать в голове много задач. Фонду 11 лет, и мы изначально решали проблему бездомных животных комплексно: занимались лечением и стерилизацией, вели информационную работу, проводили выставки, взаимодействовали с властями, работали над законом», — вспоминает директор фонда «Дарящие надежду» Светлана Сафонова.

Эксперты сходятся во мнении: работа в некоммерческом секторе — это по сути обычная работа, с той лишь разницей, что сотрудник НКО получает великолепный бонус: видеть людей, которым он сумел помочь, счастливыми.