• /
  • /
HR, SMM, менеджер проектов: как востребованные профессии помогают работе НКО?
22 мин
1908
Истории представителей топовых профессий, которые выбрали карьеру в НКО
В представлении многих карьера в НКО предполагает работу только в очевидных областях и ту, польза от которой понятна всем. Например, юриста или психолога. Модные вакансии вроде аналитика, менеджера проектов, SMM-менеджера, HR, PR-директора и других в фондах встретить не ожидают. Тем временем в реальности все обстоит несколько иначе. Сегодня специалисты в ключевых областях, которые помогают бизнесу двигаться вперёд, также необходимы и некоммерческим организациям.

По данным опроса, который провела служба исследований сервиса по поиску работы и сотрудников hh.ru среди 567 соискателей в Москве, более половины из них согласны рассмотреть в качестве работодателя НКО. Однако оказалось, что респонденты не ожидают получить должность из списка самых популярных.

По их мнению, в пятёрку вакансий, которые открыты в благотворительных организациях, входят:

 •  психолог
 •  организатор мероприятий
 •  координатор
 •  юрист
 • водитель

Фактически же в топ-10 по востребованности в благотворительности эти профессии оказались внизу рейтинга, а возглавили его администратор, ИТ-специалист и PR-менеджер — то есть одни из самых нужных специальностей в последнее время. В списке значатся и другие особенно актуальные на рынке направления. Это говорит о том, что НКО, как и другие структуры, нуждаются в квалифицированных кадрах с современными навыками и следуют трендам на рынке труда.

Очевидно, что у таких организаций есть свои глобальные долгосрочные цели и промежуточные задачи, поэтому кроме добровольцев им нужны и высококлассные опытные специалисты, которые помогут НКО взаимодействовать с аудиторией, выстраивать чёткую стратегию развития на основе данных, расширять функционал и так далее. Многие фонды и организации давно имеют в штате таких сотрудников. Мы собрали истории от первого лица некоторых представителей топовых профессий, которые выбрали карьеру в НКО.
Ирина Козловских
Фонд «Второе дыхание» PR-директор
Про выбор
Я сначала выбрала НКО как место работы, а уже потом сформировалась как специалист в области пиара. Ещё с университетских времён я была волонтёром, а потом много лет своей жизни отдала профилактике ВИЧ. Позже я познакомилась с городскими экоактивистами и мы начали сотрудничать. Когда я получила второе магистерское образование в области экологии, сразу стало понятно, что я не хочу работать в коммерческой структуре, а хочу заниматься общественной деятельностью и реализовываться в этом. Я ушла в диджитал, работала в Greenрeace, где получила знания в медиа, и одновременно с этим выучилась на интернет-маркетолога.

Представления об НКО со временем, конечно, изменились, потому что первый раз я получила оплату за работу, связанную с экологией, через 6 лет после начала моего волонтёрского стажа и работы в этом направлении. Многие годы я делала это бесплатно. Когда я поняла, что хочу заниматься этим профессионально и посвящать этому делу и отрасли большую часть моей жизни, стало очевидно, что нужна зарплата и она должна быть достойной. Я считаю, что любая долгосрочная деятельность, где у человека есть обязательства и он регулярно их выполняет, должна быть оплачена хорошо. Это важно хотя бы как профилактика выгорания.
Специфика работы
Моя работа в фонде строится так же, как у и других PR-директоров. Я руковожу отделом, в котором находятся SMM, контент-менеджер, контент-продюсер, email-маркетолог, фандрайзер. У нас есть стратегия коммуникаций как фонда в целом, так и отдельных его направлений, и мы её придерживаемся. Я также обрабатываю запросы от СМИ, отвечаю за партнёрства и коллаборации, представляю наш фонд на различных мероприятиях. То есть работа, с одной стороны, не сильно отличается от функций PR-отдела где-то в коммерческом секторе. У меня и команды задачи те же самые, инструменты тоже.

Но, как правило, у НКО вообще нет бюджета на продвижение, на таргет. В этом смысле наши возможности сильно ограничены, и все коллаборации, которые у нас случались, были pro bono*. Но всё нивелируется тем, что это работа со смыслом и те, ценности, которые мы передаём, важны. Да и потом, нас услышат, даже если не будет 50 млн, скажем, на годовой бюджет для продвижения.
*Pro bono, про боно (лат.) — ради общественного блага.
Почему модные профессии нужны НКО?
Не удивительно, что моя профессия сейчас востребована в НКО. Если раньше общественные организации были на острие повестки (я говорю о периоде около 30 лет назад) и легко привлекали к себе внимание, то сейчас мы конкурируем за аудиторию с рекламой, новостями и выпусками на Ютьюбе и нам нужно обладать современными инструментами, чтобы доносить наше послание до нужных людей и добиваться поставленных целей. В нашем случае — это спасать одежду от свалки и помогать людям преодолевать сложные жизненные ситуации. Конечно, для этого нам нужны инструменты, которыми пользуются все: рассылки, соцсети, сайт, CRM.

Часто в НКО приходят люди с бэкграундом из бизнеса, которые понимают, что хотят заниматься именно этим, и их опыт успешно применяется. Есть случаи, когда люди проходят у нас практику вуза и НКО становится для них первым местом работы. И оно такое же классное и конкурентное, потому что у нас создана среда, позволяющая развиваться, и мы с большим уважением относимся к коллегам и ценим их.
Юлия Биленко
Фонд «Нужна помощь» SMM-менеджер
Про выбор
С января этого года я отвечаю за социальные сети в фонде «Нужна помощь», но вообще в благотворительности работаю с 2010 года. Фактически я начала заниматься соцсетями в НКО, ещё когда фонды только стали появляться на этих площадках — в 2013—2014 годах. Так что я была как tabula rasa*. Мы нащупывали стиль самостоятельно, придумывали, как работать, какие рубрики заводить. Думали о том, зачем в принципе нам нужны соцсети и какие, потому что тогда это ещё не было очевидным.

Я также работала в бизнес-секторе и глянце, и хочу подчеркнуть, что работу в НКО отличает наличие смысла — для меня очень важно понимать, ради чего и ради кого я всё это делаю. Смело могу заявить, что в НКО работает особый тип людей — уровень эмпатии у них значительно выше. Это для меня тоже ключевой критерий.
*Tabula rasa, табула раса (лат.) — «чистая доска», выражение, обозначающее, что человек рождается без встроенных навыков и знаний и всё это получает с опытом.
Специфика работы
Сама работа отличается тем, что приходится иметь дело с непростыми историями, но для меня это ещё одно напоминание о том, почему я пришла в сектор и почему это нужно и важно. В плане инструментов, казалось бы, всё то же самое, но нет. Для соцсетей НКО очень важно, используя инструменты, не потерять человечность. Не начать закручивать воронки продаж, использовать коммерческие заголовки и так далее. Человеку, который приходит из бизнеса, сначала непросто нащупать баланс между профессионализмом и душой.

Моя работа в «Нужна помощь» немного отличается от работы фонда, у которого есть одна чёткая тематика. Например, фонда, который помогает детям с онкологией. Мы — фонд фондов. Поэтому у нас значительно шире выбор тем. Тем не менее это всё равно один и тот же сектор и основные принципы те же: человечность, открытость и доступность для читателей и вовлекающий контент. Основная сложность работы в фондах по моему профилю — показать свою экспертность в вопросе и в то же время не скатиться в «ловушку эксперта», когда ты знаешь о проблеме так много важного, что читатель быстро чувствует себя глупым.

Тем не менее быть в теме действительно очень важно. Если это не так, то в постах недостаточность экспертностибудет заметна, да и на подготовку материала будет уходить уйма времени, потому что во всё надо вникнуть. И наконец, вы не сможете общаться с читателями в комментариях на равных.

Так что в этом смысле я однозначно не сторонница того, чтобы соцсети НКО вёл человек, пришедший из бизнеса. Сначала он должен глубоко вникнуть в «повестку» — может, даже побыть волонтером в фонде, где потом захочет работать. Ну или, как в нашем случае, быть читателем портала и разбираться в том, как и что мы стараемся донести в наших сетях.
Почему модные профессии нужны НКО?
Соцсети фондов, безусловно, нуждаются в SММ-специалистах, чтобы рассказывать о себе большому числу людей, делать это увлекательно и близко к читателю. На удобных ему платформах. Это помогает и выстроить доверие, и погрузить в программы, и объяснить, почему благотворительность поменяет жизнь в первую очередь самого сторонника фонда в лучшую сторону.

Сегодня у социальных сетей появилось много механизмов, которые помогают в работе, да и люди изменились. Они всё чаще задумываются о том, как преобразить свою жизнь и хотя бы немного — окружающую действительность, и готовы многое для этого сделать. Поэтому кто-то решил стать волонтёром, кто-то ищет надёжный фонд, чтобы поддерживать деньгами, а кто-то хочет серьезно взяться за дело и своими руками строить приюты для животных, организовывать активистов для доставки продуктов нуждающимся. Мы же в соцсетях фонда дадим для этого всю информацию по своему профилю и поделимся инструментами. Думаю, что на наших платформах коммуникации можно найти наиболее полную и систематизированную информацию о работе организации, новостях и многом другом важном.
Олеся Розова
Фонд «Дари еду» Менеджер проектов
Про выбор
Действительно, для представителей проектного менеджмента логичнее развиваться в коммерции, но мне стало интересно, как это — работать в НКО. В «Дари еду» я пришла весной прошлого года, изначально на позицию менеджера по проектам, а сейчас руковожу отделом реализации проектов. Выбрала НКО из-за социальной важности, хотелось быть полезной обществу, а также находиться в окружении людей, разделяющих общечеловеческие ценности; людей, кому важны сами люди, а не только прибыль или узнаваемость их бренда.

Когда я пришла, отдела реализации проектов по факту не существовало, и вместе с операционным директором мы выстраивали это направление почти с нуля. Сейчас, конечно, у нас есть отлаженные бизнес-процессы, многие вопросы решаются оперативно и быстро, а некоторые и вовсе автоматизированы. Но это все стало возможным только благодаря нашему упорному труду и желанию как можно быстрее развить наш проект.
Специфика работы
Работа в динамично развивающейся НКО не сильно отличается от коммерции, ведь мы такие же участники рынка, только производим общественные блага. В остальном всё как у всех: планирование, анализ деятельности, контроль бюджета, достижение результатов.

Из отличий — из-за ограниченных ресурсов (в сравнении с корпорациями, например) часто работа бывает весьма разнообразной и специфичной, порой приходится разбираться в вопросах из других сфер самостоятельно, чтобы решить ту или иную проблему. Я бы сказала, что это больше похоже на работу в стартапе.
Почему модные профессии нужны НКО?
У нас много направлений деятельности, и важно, чтобы порядок был в каждом. Логично, что там, где есть несколько проектов в активной стадии, нужен менеджер.

Основная задача проектных менеджеров в НКО — обеспечивать контроль и управление проектами, оптимизировать текущие процессы, чтобы команда не утонула в рутине и операционке, а партнёры получали тот результат, которого хотят. Все проекты я разделяю на несколько категорий:

внешние — это информационная, продуктовая и финансовая поддержка фонда;
внутренние — поиск и сбор информации, её анализ и систематизирование, взаимодействие с командой для усовершенствования механизмов деятельности.

Вместе с тем все проекты у нас делятся по приоритетам и срокам. При таком разделении сразу становится очевидно, какие блоки работ у нас в какой стадии, сколько помощи мы можем оказать нуждающимся в тот или иной период времени, где и какие ресурсы необходимы фонду для того, чтобы проект завершился успешно.