Интеллектуальная помощь
16 мин
843
Как стать интеллектуальным волонтёром и кому это нужно
Если помогать благотворительным фондам финансово у многих вошло в привычку, то о возможности помочь своими знаниями знают не все. Между тем, существует форма волонтёрства, когда профи из разных областей объединяются в команды и бесплатно помогают фондам и некоммерческим организациям. Выигрывают все: волонтёры оттачивают профессиональные навыки и заводят полезные знакомства, фонды получают квалифицированную помощь и стимул к развитию. Рассказываем, как стать интеллектуальным волонтёром и почему всё больше молодых людей выбирают помогать на некоммерческой основе.
todogood
Пожалуй, одна из самых известных платформ социальных изменений. Проект todogood задумывался в 2016 году как место, где встретятся представители коммерческих компаний, готовых помогать бесплатно, и благотворительности, которым нужна консультация профессионалов.

Платформа todogood шестой год популяризирует культуру интеллектуального волонтёрства в России и формирует сообщество талантливых людей, способных решать масштабные социальные проблемы.
Что дает молодому специалисту такое волонтёрство? Рассказывает менеджер проектов «Яндекса» Юрий Толкачев, который за 4 года с todogood сделал 14 проектов и так вдохновился, что использовал несколько идей в своей работе.
О todogood Юрий узнал, как и многие, от коллег (тогда он работал в EY): «Они рассказали, что есть платформа, где можно завести связи, прокачать скилы, познакомиться с интересными людьми и классно провести время с пользой для общества». Перешел на сайт платформы — визуал понравился, описания проектов цепляли.

«Команда представляет организацию в миниатюре: управляющий, маркетинг, продажи, финансы.

Я предлагал себя на роль project-менеджера: организовывал работу, составлял план, общался с заказчиком — все, что касается проектного управления, управления командой, несение ответственности за срок выполнения задач и их качество.
Интеллектуальное волонтёрство позволяет взять на себя ответственность, которую в коммерческой организации тебе бы не дали. В todogood я уже со второго проекта руководил командой, мог пробовать разные подходы к управлению. Одну практику из интеллектуального волонтёрства — систему оценки проектов — я практически под ключ перенёс в «Яндекс».

Большинству людей 25−30 лет, самому старшему было 56 лет. По сути, ты получаешь в команду сильного профессионала, который всю жизнь занимался, как в нашем случае, клиентским сервисом: он — гуру этого вопроса. Ты можешь прокачать любые навыки: подключиться к любому волонтёру, который ими обладает, и посмотреть, как он работает. Многие люди так осваивают новые профессии, переквалифицируются.

С волонтёрами, которые младше, тоже полезно работать: ты прокачиваешь скилы обучения, заводишь лояльные знакомства. Это нетворкинг: после проекта со многими поддерживаем связь. У меня есть собственный бизнес, и одна из волонтеров помогает мне разработать стратегию коммуникации».
История старшего бренд-менеджера Johnson & Johnson Анастасии Фатовой другая. Она познакомилась с todogood в 2019 году — увидела подборку платформ интеллектуального волонтерства.
Первым проектом Анастасии в todogood стала помощь благотворительной платформе Tooba. Придумал Tooba предприниматель из Дагестана Рамазан Меджидов. Работает это так: пользователь выбирает проверенный фонд (за верификацию отвечает платформа) и переводит ему комфортную для себя сумму. Деньги отправляются на счет благотворительной организации — она продолжает работать и делать нашу жизнь лучше.

Нужно было с нуля исследовать целевую аудиторию, проработать каналы коммуникации — это был огромный проект на несколько этапов. Потом случилась еще пара проектов, после чего Фатова стала руководителем отдела фондов платформы Tooba. В неделю на интеллектуальное волонтерство она тратит около 8−9 часов — обычно вечером, после основной работы.
Анастасия говорит, что интеллектуальное волонтёрство поддерживает её морально. «Tooba — это что-то здравое, светлое и стабильное. Удивительно, как это работает: ты живешь свой 2022 год, а потом заходишь на воркшоп в Tooba, и у тебя есть три часа здорового долгосрочного качественного планирования, работы, которая принесёт пользу — и ты видишь эту пользу. Фонд, который не мог один сбор закрыть месяцами, теперь закрывает его за 4 дня».
ProCharity
«Скорая интеллектуальная помощь для благотворительных фондов» — так позиционирует себя платформа ProCharity. С 2017 года она объединяет благотворительные организации и профессионалов, готовых делиться своей экспертизой.
Аджайл-коуч в сфере IT Дарья Коренькова стала помогать на платформе в январе 2021-го, и за год сделала 50 проектов для благотворительных организаций. В результате Дарья получила премию «Волонтер года» в номинации «Маркетинг» — там оценивали как раз по количеству проектов.
Задачи были разные: разработать контент-план, проконсультировать по продвижению в соцсетях, провести аудит соцсетей, оформить страницу сообщества. «Когда занимаешься тем, что тебе нравится, то не сложно выделять на это время. Для меня это было приятное хобби. Обычно я сажусь за одну задачу и довожу ее до конца», — вспоминает Коренькова.

С 2019 года Дарья помогает на платформе todogood — там, в отличие от ProCharity, у нее командные проекты. «В todogood я хорошо прокачала навыки лидерства, управления командой, общения с заказчиками, управления проектами».
Интеллектуальное волонтёрство — это возможность сделать доброе дело более масштабным, чем просто помочь деньгами, уверена Дарья. «Так я помогу, условно, на тысячу рублей, а при помощи своих профессиональных навыков помогу фонду привлечь тысячу таких же жертвователей».

Ещё интеллектуальное волонтёрство позволяет знакомиться с организациями и темами, с которыми вряд ли столкнёшься в обычной жизни. Дарья, например, вспоминает серию статей, которые она писала для фонда помощи бездомным животным «РЭЙ»: было интересно узнавать новое о животных.
Фонды и НКО каждый день публикуют на ProCharity самые разные задания: видеосъёмка на телефон, составление финансовых отчётов, консультация по имейл-рассылкам, дизайн иллюстрации, наложение субтитров, проведение интервью, создание чат-бота.

Волонтёры выбирают, где они могут быть полезны, откликаются, и фонд выбирает подходящего исполнителя. Виртуальные баллы, которые волонтёр получает за закрытую задачу, он может обменять на бонусы от партнёров проекта.
Платформа помощи НКО «IT-волонтёр»
Проект «Теплица социальных технологий» специализируется на ИТ-помощи благотворительным организациям. По сути, это онлайн-платформа обмена знаниями в сфере информационных технологий, которая помогает некоммерческим проектам.

Волонтёр может предложить свои услуги либо подождать, пока ему напишет модератор: когда на сайте появляется новая интересная задача, о ней сразу сообщают. За годы работы платформы волонтёры решили почти 2 тысячи задач, ещё 140 проектов ожидают своих профессионалов.
Дизайнер Наталья Гордиевских, которая работает в фонде «Подари солнечный свет», помогает с 2019 года: решает вопросы оформления любого визуала — от разработки логотипа до верстки журнала.
«Я знаю, как сильно визуал помогает фондам в фандрайзинге. Если мне не нравится визуальное оформление, я даже не буду смотреть, чем организация занимается — и так себя ведет обычный пользователь. Логотип может решить многие вопросы по запоминанию, если к его созданию грамотно подойти», — уверена Наталья.

У платформы есть приоритетные темы: помощь людям в трудной жизненной ситуации, люди с инвалидностью или с тяжелыми заболеваниями, сохранение природы, охрана животных, социализация детей-сирот, помощь пожилым людям, городская среда. Недавно Наталья помогла двум фондам наладить работу сайтов: в одном случае добавила раздел новостей и проконсультировала по оптимизации сайта, во втором — настроила плагин для сбора пожертвований.
«В обоих случаях мне очень понравилось работать с командами фондов, там работают душевные и неравнодушные люди, которые любят своё дело».

Наталья не может выделить любимый проект, но говорит, что ей доставляет большое удовольствие работать с самими людьми.

«Один из последних фондов, с которым я работала — это фонд „Все свои“, который помогает выпускникам детских домов по программе наставничества. Мне это очень откликается, потому что мой путь в благотворительность начинался в 2013 году с фонда, который занимался схожей проблемой. Я пришла туда волонтёром. А в 2020 году я стала приёмной мамой, и тема детских домов и сиротства для меня очень важна и очень чувствительна».

Интеллектуальное волонтёрство, по словам Натальи, помогает отвлечься от рутинных задач и перезагрузиться. «Когда мне хочется чего-то свежего, я беру проекты в „IT-волонтёре“. Это помогает и моей основной работе: я возвращаюсь с новыми мыслями».

За выполненную задачу волонтёр получает 1 балл и отзыв заявителя. Чем выше рейтинг, тем больше доверия к исполнителю, который тоже может оставить свой отзыв на НКО.

Такая система, говорят авторы проекта, создаёт комфортную рабочую среду, где не знакомые лично волонтёры и авторы задач полагаются на отзывы и оценки, оставленные предыдущими пользователями.