В 2019—2020 годах были исследованы установки и ценности российских зумеров. Вот как выглядят их главные приоритеты при поиске работы (в порядке убывания важности):
• уровень зарплаты (80% опрошенных назвали этот показатель весьма важным);
• стабильность работы (78%);
• возможность профессионального развития (71%);
• эмоциональное ощущение достижений и развития (66%);
• нацеленность на выполнение полезного для общества дела (51%);
• работа с людьми (46%).
НКО как приоритетное место работы при этом рассматривают лишь 4% молодых людей. Выше всего престиж некоммерческого сектора среди подростков 14−17 лет, в НКО хотели бы работать 7% опрошенных этого возраста (в остальных возрастных группах — 3%).
Это может быть связано со стереотипными представлениями о работе, говорит психолог, преподаватель онлайн-школы «Среда обучения» Ксения Акимочкина. «Считается, что после вуза надо найти стабильную, серьёзную и статусную работу. А школьники более свободны от общественного влияния в этом плане», — поясняет она.
В России ещё существует стереотип, что работа в НКО — это всегда работа за идею или только волонтёрство, получать зарплату за это вроде как не надо, признаёт Виктория Рыжкова из фонда «Не напрасно». Эту ситуацию необходимо менять, считает она: «Люди в любой некоммерческой организации должны получать зарплаты, потому что это работа, такая же, как продавец в магазине, зубной врач и парикмахер».
По словам Рыжковой, зарплаты в «Не напрасно» (фонд базируется в Санкт-Петербурге) чуть выше, чем в среднем в некоммерческом секторе, и чуть ниже, чем в бизнесе. Но в целом в некоммерческом секторе уровень зарплат пока невысок, констатирует она. Это связано как с отсутствием бюджета на зарплаты, так и с законодательными ограничениями по доле бюджета, которую НКО могут тратить на административные расходы.
Но есть и хорошие новости. Последние несколько лет зарплаты в НКО растут, отмечает Рыжкова.
«В том числе это связано с тем, что некоммерческий сектор из кружка по интересам становится всё более и более профессиональным. Соответственно, если мы хотим, чтобы в отрасли работали профессионалы, то наши зарплаты должны быть относительно конкурентоспособными», — поясняет она.
Многие ожидают, что зарплата в НКО будет совсем маленькой, в то время как организации готовы платить почти вдвое больше. По данным аналитического центра «Авито Работа», в Москве соискатели на вакансии в НКО в среднем указывают в резюме желаемую зарплату 35 тысяч рублей, а работодатели предлагают 60 тысяч.
В регионе студент или выпускник без особого опыта работы может претендовать в НКО на зарплату порядка 20 тысяч рублей и должность вроде менеджера по взаимодействию с благополучателями, говорит президент Ивановского регионального благотворительного фонда «Добрая надежда» Анна Кожина. В её фонде работает всего пять человек, одному из которых как раз 25.